Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

По итогам анализа работы особых экономических зон (ОЭЗ) Счетная палата пришла к выводу, что власти принимают недостаточно мер для того, чтобы этот механизм стал эффективным. Объясняется это как отсутствием единого механизма создания ОЭЗ, так и ненадлежащими действиями отвечающих ведомств, указывается в материалах Счетной палаты.

Так, например, отсутствие документа стратегического планирования по единому механизму создания и функционирования инструментов развития территорий России приводит к тому, что бюджетные средства в ряде случаев используются без достижения требуемого результата, указывает аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов. Примером неэффективности он назвал тот факт, что в 2010–2017 году досрочно была прекращена деятельность 11 ОЭЗ, на финансирование которых было потрачено 4,5 млрд руб.

Возникли у Счетной палаты и вопросы по поводу источников финансирования. В ведомстве посчитали, что на 1 января 2018 года общая стоимость строительства объектов инфраструктуры оценивалась в 491,9 млрд руб. При этом 254 млрд руб. должны поступить из федерального бюджета, а вот откуда будут взяты 197,8 млрд руб., определить не удалось. «Существуют риски их финансирования в последующем за счет средств федерального бюджета», — пояснил Агапцов. При этом он подчеркнул, что по сравнению с 2017 годом стоимость объектов инфраструктуры, финансирование которых не обеспечено, увеличилась в 2,6 раза.

Называя причины неэффективности ОЭЗ, в Счетной палате указали на ненадлежащее исполнение Минэкономразвития и органами исполнительной власти регионов, а также управляющими компаниями возложенных на них полномочий по управлению. Порядок компенсации затрат до 1 июля 2018 года не утвердили, а уже созданным объектам инфраструктуры не обеспечили необходимую загрузку.

«С учетом соотношения вложенных средств федерального бюджета с общим объемом привлеченных инвестиций до сих пор нельзя признать эффективными десять​ действующих ОЭЗ, в том числе: ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ПОЭЗ «Ульяновск», ОЭЗ ППТ «Моглино», ОЭЗ ТВТ «Иннополис», ОЭЗ туристического кластера под управлением АО «Курорты Северного Кавказа», — говорится в сообщении. Всего на их финансирование направили 55,1 млрд руб., а объем привлеченных инвестиций составил лишь 7,6 млрд руб.

Условно эффективными в Счетной палате назвали ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане, Липецкой области, а также в Санкт-Петербурге.

В Минэкономразвития пояснили, что ведомство ежегодно проводит оценку эффективности функционирования ОЭЗ и, по его данным, в 2017 году общее количество эффективных площадок выросло с девяти до 11, а общая эффективность всех ОЭЗ за период с начала их функционирования возросла с 67% до 75%.

«Начиная с 2016 года министерством ведется масштабная работа по совершенствованию особых экономических зон: закрыты девять неэффективных площадок, внесены изменения в критерии функционирования и создания ОЭЗ, деятельность управляющих компаний ОЭЗ переведена на казначейское сопровождение, проведена работа по актуализации соглашений о создании ОЭЗ, в том числе в части сокращения объемов бюджетных средств на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ», — говорится в сообщении представителя пресс-службы Минэкономразвития, поступившем в РБК.

По данным министерства, в ОЭЗ сейчас работают порядка 700 резидентов, в числе которых более 120 компаний с участием иностранного капитала из 37 стран мира. Резидентами ОЭЗ создано более 30 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест, объем осуществленных инвестиций составляет более 320 млрд руб., объем налоговых и таможенных отчислений, уплаченных в бюджеты всех уровней, превышает 70 млрд руб.

В 2016 году пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков называл ОЭЗ дорогими и неэффективными, когда объяснял закрытие части из них.

Особые экономические зоны были созданы в 2005 году. ​По состоянию на 1 января 2016 года в России действовали 33 ОЭЗ в 30 субъектах. В настоящее время их осталось 25 в 21 регионе.

Автор:
Артем Филипенок.

При участии:
Антон Фейнберг.

Источник